Как пишет сегодня «Российская газета, ФАС заинтересовалась, почему в перечень попадающих под субсидирование государством процентных ставок по кредитам легковых автомобилей, составленный Минпромторгом, не вошел целый ряд авто, производимых российскими компаниями.
ФАС провела проверку, о результатах которой «РГ» рассказывает начальник управления контроля промышленности ФАС России Алексей Ульянов.
— Какому принципу следует Минпромторг, включая те или иные автомобили в льготный перечень?
— По мнению Минпромторга, включать в список необходимо лишь автомобили, производимые в соответствии с соглашением о промышленной сборке. В рамках 166-го постановления правительства иностранные предприятия, желающие разместить производство на территории России, заключают соглашения, согласно которым они обязуются год от года увеличивать долю российских комплектующих.
Те же предприятия, которые не заключили договоры, в том числе ТагАЗ, «Автотор», автоматически выпадают полным модельным рядом из мер господдержки. ФАС видит здесь определенные упущения, связанные с тем, что срок локализации по 166-му постановлению весьма либеральный — 30 месяцев.
Это период, за который предприятие должно перейти от «отверточной сборки» к уже реальной локализации — началу сварки кузова, использованию отечественных комплектующих.
Таким образом, у таких предприятий, как General Motors, Toyota, Volkswagen, обязательное использование российских комплектующих наступит только через три года — в 2011 году.
Значит, включая автомобили этих марок в списки госсподдержки на 2009 год, мы не достигаем абсолютно ничего. Если бы соглашения подразумевали их ускоренный переход на использование российских комплектующих уже в 2009 году, тогда алгоритм действий был бы понятен.
При включении той же Skoda Fabia в льготное кредитование или Ford Mondeo, Shevrolet Captiva в списки на льготную перевозку железнодорожным транспортом на Дальний Восток или же все перечисленные марки для закупки для госнужд бюджетные средства на 98% уходят иностранным рабочим.
Спустя 30 месяцев владельцы иностранных концернов могут нам сказать, что Россия отсталая страна с некачественной рабочей силой, с плохой компонентной базой. И откажутся проводить локализацию. А рынок-то к тому времени ими будет уже завоеван!
Предложение ФАС заключается в следующем. Поскольку меры поддержки рассчитаны на текущий год, а запущены они лишь в конце апреля, действовать они будут 8 месяцев. Критерием для попадания в список должна стать фактическая локализация производства.
Давайте договоримся, что для получения господдержки, к примеру, заводу необходимо осуществлять сварку и покраску кузова, а не только прикручивать колеса.
Ведь сварка кузова и последующая окраска — сложный технологический процесс, который требует определенных усилий, масштабов производства, специальных камер, роботов и т.д. м Тогда под господдержку обязательно попадет Chevrolet Lachetti , которая собирается в Калининграде, газовская Volga Siber и несколько моделей из Таганрога.
Если же государство решит, что одной сварки и окраски мало и надо обеспечить как минимум 10% отечественных комплектующих, тогда списки надо пополнять только таганрогским Hyundai Accent, а, к сожалению, «Автотор» со своей Chevrolet Lachetti не сможет претендовать на господдержку, да и значительное число иностранных концернов придется поддержки лишить.
Если Минпромторг заявит, что и 10% локализации недостаточно и надо 20-25%, то кроме отечественных моделей в списках останется лишь Reno Logan. Но и тогда со стороны ФАС возражений не будет. Главное одно — чтобы правила были едиными для всех. //www.zr.ru