Как избежать проблем после автоаварии

0
3344

Российское автострахование в 2009 году претерпело значительные изменения. Весной в закон об ОСАГО были внесены поправки: с 1 марта в действие вступили европротокол и прямое возмещение убытков.

В вопросах обновленной «автогражданки» и программах добровольного страхования автомобилей Дням.Ру помог разобраться директор департамента урегулирования убытков ЗАО «ГУТА-Страхование» Михаил Ермаков.

— Рекомендуете ли вы водителям самостоятельно оформлять мелкие ДТП без сотрудника ГИБДД?

— С 1 марта в России вступил в силу европейский протокол, предоставляющий автовладельцам право самостоятельно, без ГИБДД, оформлять мелкие ДТП. Однако во избежание спорных ситуаций все же лучше дождаться сотрудников ГИБДД. Во-первых, при самостоятельном оформлении дорожно-транспортного происшествия нужно соблюсти ряд обязательных требований. Между участниками не должно возникать споров относительно обстоятельств аварии, причиненных повреждениях и виновности в происшествии. Кроме того, участники самостоятельно составляют извещение и схему ДТП. Во-вторых, дорожно-транспортное происшествие должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в ГИБДД: участник, нарушивший правила дорожного движения, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

— Как вести себя живущему в Москве водителю, если он попал в ДТП в другом городе?

— Схема действий при ДТП едина для всех водителей. В первую очередь необходимо поставить знак аварийной остановки, затем вызвать сотрудников ГИБДД и позвонить в страховую компанию (если автомобиль застрахован по КАСКО). Рекомендуется сфотографировать место происшествия с транспортными средствами, так чтобы были видны их государственные номера.
Представитель страховой компании, как правило, инструктирует страхователя о дальнейших конкретных действиях.

В случае если Вы виновны, нужно внимательно изучить составленный сотрудниками ГИБДД протокол и записать свои возражения, если таковые будут. Кроме того, также внимательно нужно просмотреть схему происшествия (если она составлялась). Необходимо убедиться в том, что она соответствует действительности, а при несоответствии внести об этом запись в протокол.
Если Вы не виновны, заявите сотруднику ГИБДД о своем желании ознакомиться со схемой ДТП. Если она не соответствует действительности, обязательно напишите заявление о своих возражениях. Инспектор ГИБДД должен выдать Вам справку Ф748.

— Если произошло ДТП с участием и по вине автомобиля, зарегистрированного в другом регионе РФ с полисом ОСАГО малоизвестной компании — что сделать, чтобы не остаться без компенсации?

Единственное, что Вы сможете сделать, это лично переписать все данные полиса и убедиться, что его срок не истек, что в полисе записано именно то транспортное средство, которое участвовало в дорожно-транспортном происшествии. Впоследствии на основании этих данных можно будет предъявить претензию страховщику.
Одновременно с этим перепишите все паспортные данные и данные водительского удостоверения лица, управлявшего транспортным средством, а также свидетельства о регистрации на машину. Если полис окажется поддельным, с этой информацией можно будет предъявить иск напрямую виновнику ДТП.

— Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО?

— В любом случае нужно предъявлять претензии к страховой компании, которая застраховала транспортное средство, участвовавшее в ДТП. Если автомобилем управляло лицо, не вписанное в полис, страховая компания после выплаты страхового возмещения вправе предъявить регресс к страхователю.

— Действует ли в России единая база страхователей?

— К сожалению, единой базы страхователей в России нет. В отдельных случаях страховщики по запросу могут предоставлять своим коллегам по рынку информацию о том или ином клиенте.
Но страховой истории у клиентов нет: страховщики не располагают данными о том, какие страховые компании и по каким видам обслуживали страхователя и насколько он был убыточным клиентом. Все это делает возможным различные случаи мошенничества в сфере страхования.

— Кому вы рекомендуете приобретать договор КАСКО с франшизой? Поясним, в этом случае страхователь самостоятельно оплачивает ущерб до определенной суммы, определенной договором.

— Воспользоваться франшизой может любой автовладелец, желающий застраховать свое транспортное средство. Уверенному и аккуратному водителю франшиза гарантирует экономию денег при заключении страхового договора. Программы автострахования с франшизой позволяют снизить стоимость страхового полиса КАСКО.
К примеру, в компании «ГУТА-Страхование» разработаны специальные программы по страхованию автокаско с безусловной франшизой. Одна из них под названием «Дешевле, чем обычно» предоставляет фиксированные скидки на полис КАСКО. Программа предусматривает использование франшизы в размере 2,5 тыс. рублей, что снижает стоимость страхового полиса на 3,5 тыс. рублей; а также франшизы в 5 тыс. рублей с удешевлением суммы полиса КАСКО на 7 тыс. рублей.
По второй программе с безусловной франшизой в 25 тысяч рублей для клиента действует единый тариф 4,95%. Тариф не зависит от марки и года выпуска автомобиля, а также стажа и возраста водителя, региональные коэффициенты также не учитываются. Особенность данного предложения заключается в универсальности его применения.

— Как выбрать надежную страховую компанию?

— Сегодня при выборе страховщика предпочтение нужно отдать в первую очередь надежной страховой компании, которая имеет устойчивые позиции на рынке. Показателями надежности компании служит репутация страховщика и опыт его работы на страховом рынке, значительный размер уставного капитала, разумные и целесообразные тарифы на страхование, а также качественное урегулирование страховых случаев.
Отмечу, что компания «ГУТА-Страхование» работает на российском страховом рынке уже 15 лет, весной этого года мы отметили свой день рождения.

— Чем чревато для страхователя банкротство страховой компании, где он приобрел полис ОСАГО?

— Страхователь в этом случае может столкнуться со значительным увеличением срока выплаты страхового возмещения. Компенсационные выплаты при банкротстве страховой компании осуществляет Российский союз автостраховщиков (РСА).

— С чем связано повышение тарифов КАСКО, прошедшее за последний год?

— Страховые тарифы на автокаско растут в целом по рынку. Удорожание стоимости ремонтных работ на станциях технического обслуживания, а также инфляция цен на запчасти стали основными причинами роста тарифов в добровольном автостраховании.

— Каких изменений вы ждете на рынке автострахования в ближайшие годы?

— Сегодня трудно давать детальный прогноз о состоянии рынка автострахования в ближайшие годы. Автострахование в стране напрямую зависит от положения дел на российском автомобильном рынке, а он с начала финансового кризиса просел более чем на 50 процентов. Надеемся, что его дальнейшее падение в этом году не превысит 60 процентов.
В дальнейшем, в случае скорой стабилизации финансового рынка, мы предполагаем возобновление активности в данном сегменте. Но достичь результатов продаж 2008 года, на наш взгляд, возможно не ранее 2011-2012 годов.

Фото: Дни.Ру/Фёдор Буцко