Правительство подписало постановление об утверждении правил предоставления средств федерального бюджета российским банкам, которые по льготным ставкам будут кредитовать покупателей автомобилей не дороже 350 тыс. рублей. В 2009 году на эту программу будет выделено 2 млрд рублей, согласно расчетам Минпромторга, по такой схеме будет продано 145 тыс. автомобилей.
Постановление вступит в силу после опубликования в «Российской газете». Впрочем, реализация механизма может затянуться из-за межведомственного спора между ФАС и Минпромторгом.
Где получить льготный автокредит
Германское правительство поддержало АвтоВАЗ лучше российского
В США разработан и внесен в конгресс проект закона о предоставлении бонусов при покупке нового автомобиля. Масштабы американской программы поддержки отечественного автопрома шире российской: программа будет распространяться на машины, произведенные в Северной Америке, которые стоят не более $35 тыс. При покупке такого авто его владельцу будет выплачиваться $3,5—7,6 тыс. Размер бонуса зависит от экономичности автомобиля: чем меньше машина расходует топлива, тем больше вознаграждение. |
Льготные кредиты по правилам, утвержденным правительством, смогут предоставлять банки, доля участия государства или ЦБ в которых не менее 50%, или их дочерние структуры. Еще один критерий — наличие филиалов во всех федеральных округах России, а также наличие автокредита в продуктовой линейке. Таким образом, льготные кредиты можно будет получить в Сбербанке и ВТБ (через его «дочки» ВТБ24 и «ВТБ Северо-Запад»). Не исключено, что к схеме позже подключится и Россельхозбанк, который 12 марта марта заключил соглашение о сотрудничестве с АвтоВАЗом в области автокредитования жителей сельской местности.
«В понедельник-вторник мы ждем официального постановления Минпромторга (в нем будет фигурировать список утвержденных автомобилей, при кредитовании которых ставка будет субсидироваться)», — заявили корреспонденту «Газеты» в ВТБ24, добавив, что после этого на официальном сайте появится объяснение программы льготного кредитования. Как объяснили в банке, сейчас средняя ставка по автокредитам составляет 19—20%.
В Сбербанке ставка по автокредиту составляет 15—17% годовых.
Банки будут предоставлять автокредит со своей процентной ставкой минус две трети ставки рефинансирования ЦБ. На данный момент она составляет 13%. Таким образом, Сбербанк сможет предоставлять кредит на покупку автомобиля под 7—9% годовых, а ВТБ — под 11—12%. По данным Минпромторга, при покупке автомобиля в кредит по льготным ставкам экономия за три года составит до 42 тыс. рублей.
Автокредит по льготным ставкам можно получить на автомобили, произведенные в России и находящиеся в списке, утвержденном Минпромторгом (см. справку), которые стоят не дороже 350 тыс. рублей. Первоначальный платеж должен составлять не менее 30% от стоимости автомобиля, а срок кредита должен быть не более трех лет.
По итогам месяца, за который банк выдавал льготные автокредиты, он должен отправить в Минпромторг заявку на возмещение выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета. Минпромторг, в свою очередь, в течение 14 дней после получения заявки перечисляет банку субсидии.
Требования к заемщикам не смягчат
Впрочем, субсидирование процентных ставок по автокредитам имеет и подводные камни. Во-первых, субсидирование процентных ставок не снижает уровня требований банков к заемщикам, которые в последнее время сильно ужесточились. В частности, Сбербанк теперь не принимает справки о доходах по своей форме со слов заемщика. Принимаются только официальные справки 2-НДФЛ, а они зачастую, особенно в небольших компаниях, не отражают реальных доходов гражданина. Согласно негласным правилам банка уровень дохода должен по крайней мере в три раза превышать ежемесячные выплаты по кредиту.
Таким образом, при первоначальном взносе в 105 тыс. рублей (30% от 350 тыс. рублей) в течение трех лет автовладелец должен выплатить 245 тыс. рублей или в среднем 6,8 тыс. рублей в месяц. Его ежемесячный официально подтвержденный доход, таким образом, должен составлять не менее 20 тыс. рублей.
Кроме того, при покупке не всех автомобилей из списка будут предоставляться субсидии. Как пояснили в Минпромторге, некоторые модели, например Volkswagen Jetta или Ford Focus, находятся в списке, так как имеют потенциал снижения цены до 350 тыс. рублей после локализации производства в России.
Проблемный список
Кроме того, еще до конца не завершился спор Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) вокруг утвержденного перечня. Напомним, начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов на прошлой неделе пригрозил Минпромторгу возбудить дело по статье 15 закона о защите конкуренции (ограничение конкуренции госорганами), так как в список автомобилей, покупку которых будут субсидировать, не попали некоторые модели, соответствующие, по мнению ФАС, критериям отбора (см. «Газету» от 19 марта), в частности Hyundai Accent производства ТагАЗ, который стоит от 329 тыс. рублей, а также Volga Siber.
«Мы проводили совещание, им (ФАС. — «Газета») понятна наша позиция. Перечень не является окончательным. В ближайшие два месяца мы проведем мониторинг и, возможно, внесем в него изменения», — заявили корреспонденту «Газеты» в Минпромторге. Как пояснил «Газете» источник в ФАС, межведомственное согласование еще не закончилось. Таким образом, спор между ФАС и Минпромторгом может затянуть начало действия механизма субсидирования.
Эти автомобили можно приобрести в «льготный« кредит
Марка | Производитель | Цена в базовой комплектации, тыс. рублей |
---|---|---|
ВАЗ-2105, 04, 07 | АвтоВАЗ | 155,5 |
Lada 110 | АвтоВАЗ | 275 |
Lada Samara | АвтоВАЗ | 223 |
Lada Priora | АвтоВАЗ | 278 |
Lada Kalina | АвтоВАЗ | 250 |
Fiat Albea | Sollers (бывшая «Северсталь-авто») | 339 |
Ford Focus | Ford, Ленинградская обл. | 388* |
Kia Spectra | «ИжАвто» | 342 |
Chevrolet Niva | СП GM-АвтоВАЗ | 382* |
Renault Logan | «Автофрамос» (СП Renault и московского правительства) | 277 |
Skoda Fabia | Volkswagen, Калуга | 349 |
Volkswagen Jetta | Volkswagen, Калуга | 579* |
UAZ Patriot | Ульяновский автозавод | 455* |
*Льготы будут распространяться только после снижения стоимости автомобиля до 350 тыс. рублей
Источник: Минпромторг, сведения автопроизводителей
Теперь спрос на отечественные авто возрастет?
Владимир Тихомиров / старший экономист ФК «Уралсиб»
Кривая падения спроса на произведенные в России автомобили, скорее всего, несколько изменится. То есть падение будет существенно меньшим, чем было в январе или феврале 2009 года. Но все равно эта кривая будет располагаться в отрицательной плоскости — какого-либо бума или всплеска я не ожидаю. Ведь сейчас многие люди по понятным причинам просто откладывают дорогостоящие покупки, потому что возросла неопределенность по поводу работы, по поводу доходов и так далее. А это означает, что спрос на автомобили упал в принципе, вне зависимости от наличия или отсутствия каких-то стимулирующих мер.
Леонид Ольшанский / почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России
Я бы сказал, что сейчас спрос возрастет совсем немного. А для того, чтобы он возрос значительно, надо менять саму методику. Начнем с того, что, по моему убеждению, субсидировать надо напрямую заводы и магазины, так как в случае с банками большие деньги уходят на обслуживание кредита и на обслуживание финансовых операций. Кроме того, я бы убрал из схемы обязательное страхование. Потому что банки, давая кредит (даже льготный), заставляют оформлять у них и ОСАГО, и каско. При том что каско обязательным вообще не является, а ОСАГО, может быть, человек хочет оформить на несколько месяцев.
Иосиф Дискин / сопредседатель Совета по национальной стратегии, доктор экономических наук
В определенной степени возрастет. Потому что принятые меры эквивалентны снижению цен где-то процентов на пять, а это не так уж и мало. Ведь есть, например, люди, которые согласились работать за меньшую зарплату, но при этом поняли, что их не сократят. Однако цены вокруг выросли, а потому, если человек хочет купить машину, субсидирование для него — единственный вариант. А если спрос вырастет процентов на пять-семь, то для ВАЗа это будет существенно, это 30 тыс. автомобилей в год. Потом, я думаю, что это будет существенно и для Ford, и для Renault, которые работают в нижней нише. Тем более что тот же Ford только начал второй этап локализации производства. При этом учитывать нужно целый комплекс проблем, решить которые помогают госмеры, а это и занятость, и доходы бюджета. В целом мне кажется, что затраты вообще могут быть компенсированы налоговыми поступлениями. А про рост по всем цепочкам производства я вообще молчу: если не брать авиацию, то технологические цепочки в случае с автомобилям окажутся, наверное, самыми длинными из существующих.
Наконец, кроме субсидирования ставок по кредитам я бы еще обозначил и субсидирование доставки автомобилей на Дальний Восток. Ведь там проблема очень актуальна: канал подержанных японских автомобилей фактически перекрыт, а потому спрос будет иметь в том числе и Lada Kalina, которую обещают сделать еще дешевле.